Cведения об образовательной орг...

Психолого - педагогическая поддержка школьников

Психологическая поддержка — это процесс, который:

  • концентрирует внимание взрослого на позитивных сторонах и преимуществах ребенка с целью укрепления его самооценки;
  • дает ребенку возможность поверить в себя и свои способности;
  • помогает ребенку избежать ошибок;
  • поддерживает ребенка при неудачах.

Имеет ли значение стиль общения при осуществлении психологической поддержки?

  • Да, имеет. Надо обращать внимание и сосредоточиться не на ошибке ребенка, а на позитивной стороне его поступков и их поощрении. 
  • Недопустимы негативные замечания родителей.
  • Поддерживать ребенка — значит верить в него.
  • Поддерживать ребенка и тогда, когда ему плохо, и тогда, когда ему хорошо. 
  • Рассматривать поступок ребенка следует не только в целом, но и выделять отдельные, позитивные для ребенка стороны.

Чтобы осуществлять психологическую поддержку, взрослые должны:

  • научиться принимать себя;
  • достичь самовыражения и уверенности.

Уверенный взрослый может вселять уверенность в ребенка. Иначе взрослый может разочаровать ребенка, говоря ему:

  • «Ты мог бы и постараться»;
  • «Ты мог бы и поосторожнее»;
  • «Ты должен был смотреть, как делаю это я».
  • Постоянные упреки («Ты мог бы сделать лучше» и т. п.) приводят к негативному результату: «Какой смысл стараться? Все равно не получится. Я сдаюсь». И ребенок сдается.

К подобным результатам приводят:

  • Завышенные требования родителей. Если родители видели, что ребенок в детском саду самый способный (хорошо прыгает), они ожидают, что и в школе он будет хорошим спортсменом.
  • Чрезмерные амбиции ребенка.
  • Плохо играя в определенной игре — отказывается принимать в ней участие.
  • Плохо выполняя задание — отказывается вообще его выполнять.
  • Не в состоянии выделиться в прыжках в высоту — начинает вести себя вызывающе.
  • Взрослый должен научиться принимать ребенка таким, какой он есть, включая все его достижения и промахи, а в общении с ним учитывать значение таких вещей, как тон, жесты, выражения и т. п.
  • Для того чтобы оказать ребенку психологическую поддержку, взрослый должен пользоваться теми словами, которые работают на развитие «Я-концепции» и чувства адекватности ребенка.

Ежедневно повышайте чувство собственной значимости ребенка:

  • демонстрируя ему свое удовлетворение от его достижений или усилий;
  • поощряя его справляться с различными задачами. Создавайте у ребенка установку «Ты можешь это сделать»;
  • учите ребенка ориентироваться в ситуации так, чтобы он сам смог сформировать свой образовательный вопрос и найти пути его решения.

Даже если ребенок не вполне успешно справляется с чем-то, родитель должен дать ему понять, что его чувства по отношению к ребенку не изменились. При этом можно сказать:

  • «Мне было бы очень приятно наблюдать за твоей работой»;
  • «Если что-то выполнено не так, как тебе хотелось, для тебя это было хорошим уроком»;
  • «Мы все совершаем ошибки. А исправляя их, мы учимся. Ты тоже учишься».

Вскоре родитель научится тому, как помочь ребенку достичь уверенности в себе.

Содержательные функции поддержки

1. Профилактика школьной неуспеваемости

  • Необходимо предупредить отставание тех учащихся, которые не в состоянии освоить содержание образовательных программ.
  • Уже на этапе подготовки к обучению в школе обращается внимание на готовность ребенка по различным критериям.
  • Своевременно оказанная психологическая и педагогическая помощь помогает ребенку, записанному в школу, заранее мобилизовать свою эмоциональную, волевую и познавательную активность, настроиться должным образом на преодоление возможных трудностей в обучении, актуализировать необходимые учебные умения.
  • Такая установка позволяет предупредить возможные трудности первоклассника, связанные с недостаточной готовностью, недостаточным уровнем умения учиться. И наконец, своевременное преодоление трудностей, возникающих по ходу обучения, является профилактикой педагогической дезадаптации, отставания в учебе, неуспеваемости.
  • Возможность оказания психологической помощи до начала обучения и в ходе
    него создает более комфортные условия для учебной деятельности, позволяет своевременно разрешать коммуникативные, организационные и другие проблемы, возникающие в процессе обучения.

2. Пропедевтика — создание положительной установки на школу, учителя и учащихся, с которыми ребенку предстоит учиться.

  • Стимуляция мотивации к обучению, активизация соответствующих ресурсов (познавательные способности, знания, умения, навыки).
  • Поддержка личной инициативы и проявлений совместных усилий в групповой работе.
  • Создание условий для проявления самостоятельности, творчества, индивидуального выбора.
  • Поддержание особой атмосферы межличностного взаимодействия, построенного на гуманистических принципах.

3. Психологическое обеспечение программ школьного обучения

  • Важно выявить и устранить препятствия, мешающие успешному самостоятельному продвижению ребенка в образовании, чтобы совместно с ребенком выстроить процесс преодоления этих препятствий. Ученик должен приобрести опыт осознанного действия в подобных ситуациях.
  • На первом этапе в личной беседе выявить проблему ребенка, проговорить ее с самим учеником. Оценить ее с точки зрения значимости для ребенка. Для родителя это этап размышлений и проектирования психологической поддержки.
    Чтобы помочь ребенку в беседе, можно использовать прием незаконченного предложения. Предложите ребенку закончить предложения: «Я хочу сказать...», «Моя самая большая трудность сейчас — это...».
  • На втором этапе необходимо выяснить причины трудностей ребенка, их возникновение. Здесь выявляется взгляд на проблему глазами ребенка. Не высказывая оценочных суждений, требуется проявить внимание к проблемам ребенка, внушая уверенность в том, что они могут и должны быть решены.
    Задача родителей — поддержать ребенка в любых трудностях, высказать свою готовность помочь ему и по возможности сразу же обозначить первые шаги в этом направлении.
  • На третьем этапе вам предстоит договориться с ребенком о совместной работе по преодолению его трудностей. Лучше, если ребенок в письменном виде расскажет о своей готовности лучше учиться. Например, он обязуется получать по предмету хорошие оценки, а для этого будет больше задавать вопросов о правильности своего понимания вопроса. На вопросы будут даны ответы... и т. п.
  • На четвёртом этапе взрослый стимулирует, одобряет действия ребенка. Поощряет его инициативу, помогает в успешности первых самостоятельных шагов.
  • Пятый этап — рефлексия. Успехи и неудачи обсуждаются с ребенком совместно. Особое внимание необходимо проявлять к чувствам и эмоциям ребенка. Важно помочь ему заметить те изменения, которые происходят в нем самом и в отношении к нему.
    Здесь мы учимся создавать ситуацию успеха, чтобы школьник, столкнувшийся с трудностями обучения, поверил в свои силы и способности.

Итак, главное - это вера родителей и педагогов в ребенка! Родитель должен показать ребенку, что он является важным членом семьи и значит для нее больше, чем все связанные с ним проблемы.

Педагог же обязан дать почувствовать каждому ученику, что он нужный и уважаемый член группы, класса.

 

Фотогалерея

  • DSCN2652
  • DSCN3322
  • DSCN5700
  • DSCN5708

 

Статистика посещаемости сайта

Яндекс.Метрика  
 
 
Яндекс.Метрика
Для того, чтобы мы могли качественно обеспечить вам возможность работать на сайте, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.
Ok